Тест-драйв возмужавшего VW Beetle
Классический «Фольксваген Жук», созданный Фердинандом Порше и выпускавшийся почти шестьдесят лет, нравился сразу всем и потому разошелся тиражом больше 20 миллионов штук. New Beetle, появившийся в 1998 году, был разработан в Америке и получился чисто женским: цветочек в вазочке на передней панели, девиз «Flower power» и нарочитый ретро-дизайн с нарисованным циркулем округлым кузовом. Немудрено, что этот «Битл» стал завсегдатаем тройки самых «женских» автомобилей в Америке. VW Beetle третьего поколения, который в Америке продается еще с прошлой осени, но до Европы добрался лишь недавно, в «Фольксвагене» изначально решили делать по другим правилам. Проект поручили не разбитным калифорнийским дизайнерам, а суровым немцам из дизайн-студии в Вольфсбурге, среди которых немало владельцев классических «Жуков». Они посмотрели на предшественника, потом на первые машины, потом снова на New Beelte и нарисовали даже не «унисекс», а настоящий мужской автомобиль. В профиль и сзади новый VW Beetle напоминает…
Porsche 911, только покороче и погрузнее. Крыша, как и у первого «Жука», почти плоская от передней до средней стойки кузова, задняя стойка – сильно покатая, как на 911-м, а дверь багажника на мощных версиях украшает небольшой спойлер, что еще больше роднит Beetle со знаменитым спорткаром. Свесы стали короче, а колесная база и колея, наоборот, увеличились. Новый ретро-хэтчбек уже не похож на милое нагромождение мыльных пузырей: стремительный, чуть приплюснутый сверху силуэт с массивными колесными арками и сдвинутой назад кабиной, узкая боковая линия остекления, словно вдавленная в кузов, и… эффектные двери без рамок!
И это в наш век тотальной экономии и унификации? Сэкономили немцы на другом: платформа у «Жука», фактически, осталась прежней – от VW Golf четвертого поколения. МакФерсон спереди, простенькая полузависимая балка сзади. Конструктивно новый Beelte унифицирован с американским седаном VW Jetta, с которым выпускается на одном заводе в Мексике – так дешевле. Поэтому гамма силовых установок тоже как у «Джетты». Базовым считается 1,2-литровый турбомотор мощностью 105 лошадиных сил. Затем идет 1,4-литровый агрегат с компрессором и турбиной, развивающий 160 лошадиных сил, а «топовый» вариант VW Beetle оснащается двухлитровым турбомотором от Golf GTI мощностью 200 лошадиных сил – такой «Жук» появится позднее и будет иметь приставку Turbo в названии.
Американцам доступен еще и атмосферный пятицилиндровый 2.5 (170 сил) с традиционным «автоматом», а в Европе – два турбодизеля объемом 1,6 и 2,0 литра и мощностью 105 и 140 лошадиных сил. Трансмиссии – либо «механика», либо роботы DSG с двумя сцеплениями: «сухой» семиступенчатый для базового агрегата и «мокрый» шестиступенчатый – для более мощных моторов. Найти следы унификации несложно и в интерьере – блок управления климатом от «Пассата», стандартная «фольксвагеновская» мультимедийная система, приборка как у микролитражки VW up! Но все это настолько удачно дополнено красивыми дизайнерскими решениями, что нет нужды заострять внимание на сходстве с другими моделями Volkswagen. Передняя панель и центральная консоль у «Жука» по-старинке отвесно-вертикальные, руль с выпуклой ступицей – тоже не такой, как на «Гольфе» или «Пассате». Вместо привычных дверных карманов – широкие резинки, на центральных стройках – пластиковые петли-ручки, как у классического «Жука», а Beetle box – отдельный «бардачок» в верхней части передней панели – не очень удобный, зато слегка оживляет плоскую панель перед пассажиром. Качество отделки салона – не по-американски высокое. Да, тут с трудом найдешь даже кусочек мягкого пластика, но тот, что есть, пусть и жесткий, вполне соответствует «олдскульной» тематике «Жука».
Но заигрывая с ретро-темой, в «Фольксвагене» не забывали, что покупать новый «Жук» будет в первую очередь молодежь. Отсюда и возможность заказать окрашенные в цвет кузова накладки на переднюю панель и двери (в комплектации Design), рассеянную подсветку салона, аудиосистему Fender с дорогими компонентами и подсветкой динамиков, а также наклейки на кузов, чехлы для ключа зажигания и линейку разнообразных колесных дисков. Покупатели «Жука» смогут даже заказать собственный шильдик на крышку багажника – Bug, Bettle, Kafer… Главное – не покупать VW Beetle с темным салоном. Даже в версии «спорт» с модным «карбоном» на передней панели все очарование ретрокара пропадает, превращая хэтчбек лишь в «еще один Фольксваген». Зато в комплектации Design с голубой, красной или желтой отделкой интерьера «Жук» – это сама жизнерадостность.
Есть еще вариант с бежевым пластиком салона и темной панелью, но это совсем на любителя. Каков новый «Жук» на ходу? Самое подходящее слово – прикольный. И отнюдь не потому, что он едет как Golf GTI, а наоборот – потому что с первых же минут кажется расслабленно-олдскульным. Особенно базовая версия с мотором 1.2 и механической коробкой передач. У нее почти невесомая педаль сцепления (ход, правда, великоват), легкий, зато «прозрачный» руль с электрогидравлическим усилителем, который обеспечивает превосходную обратную связь, и задорный, звонкий моторчик мощностью всего 105 лошадиных сил, обладающий внушительным крутящим моментом в 175 Нм – как у атмосферных 1.6! Несмотря на небольшой рабочий объем, этот двигатель одинаково хорошо справляется и с тягучим городским ритмом движения, и с «прохватами» по серпантинам, без одышки преодолевая самые затяжные подъемы. Шасси воспринимается слегка мягковатым, но в общий антураж ретромобиля такие настройки подвески вписываются идеально.
Она не допускает сильных кренов, и при этом не кажется расхлябанной на неровностях – ее упругость находится как раз на том уровне, чтобы дарить приятные эмоции от езды по извилистым дорогам, не доставляя при этом дискомфорта на разбитой дороге. «Жук» с мотором 1.4 посерьезнее. Привод сцепления здесь по-мужски тяжелый и срабатывает резче, тормоза – более тугие и более цепкие, а подвеска ощутимо жестче, чем на версии с двигателем 1.2. Да и разница в 2,5 секунды в разгоне до «сотни» ощутима: 160-сильный «Жук» и ускоряется, и едет агрессивнее.
Руль – информативнее и налит усилием, крены – меньше, азарта – больше. В пределе – легкий снос, а под сброс газа хэтчбек охотно ввинчивается внутрь поворота. Но вот вопрос: а нужен ли «Жуку» весь этот азарт и «драйверская» аура в имидже, которую маркетологи «Фольксвагена» так старательно пытаются навязать потенциальным покупателям? Ответ будет: скорее нет. Умение дарить удовольствие от вождения – это действительно то, чего отчаянно не хватало его предшественнику с цветочками в салоне. Но и придуманная кем-то модель поведения новому «Жуку» не нужна: он хорош сам по себе.
В меру «ретро» и в меру современный, в меру красивый и в меру простой. Его разумная простота – во внешности, в интерьере, в настройках шасси – и есть его главный козырь. Именно поэтому каким бы приятным не был 160-сильный «Жук», базовый с мотором 1.2 все равно лучше, потому что проще и честнее. А честность – это черта, которая нравится и женщинам, и мужчинам. Россия? Появится ли VW Beetle в России? Наверняка.
Точные сроки не уточняются, однако скорее всего это произойдет ближе к концу текущего года. Российских цен на новый «Жук», соответственно, пока тоже нет. Однако если ориентироваться на стоимость VW Beetle в Европе, где он стоит чуть дешевле VW Golf, то в России базовый «Жук» с мотором 1.2 и «механикой» должен будет попасть в диапазон от 600 до 650 тысяч рублей. И это совсем неплохая цена для столь яркого автомобиля. К примеру, MINI One в России можно купить за 730 тысяч рублей в очень скромной комплектации, а Fiat 500 со 100-сильным мотором 1.4 продается за 665 тысяч рублей. Более мощный VW Beetle 1.4 (160 сил) – интересная альтернатива спортивному хэтчбеку-купе VW Scirocco, который в России с таким мотором стоит 1 миллион 52 тысячи рублей. Понятно, что «Жук» будет доступнее, но вот насколько – вопрос открытый.
Потому что VW Golf с таким двигателем в РФ не продается.